ГЛАВНЫЙ НАВЫК или синтез, предвидение и хлеб с маслом
« - Эти планы у нас работать не будут! - А где вы видели, чтобы планы работали? Работают люди.. Ну, или не работают…»
Из диалога на Стратегической сессии
Происходящее вокруг нас порой напоминает реку. Но не ту, некогда уверенно и плавно стремящуюся куда-то (на запад? или, в последнее время – все больше на восток?) и несущую переплетения наших отношений с нашими клиентами, друзьями, партнерами по бизнесу и жизни, нашими близкими, наконец. А нынешнюю - извилистую – то попадающую в разлив и почти остановившуюся, то внезапно бросающуюся вскачь по узким и извилистым ущельям. Приносящую то застой (куда бы сбежать? – а, гори оно все!...), то внезапный всплеск суетной, какой то нездоровой активности (скорее, хватай, а то перехватят, черт, где бы взять еще людей?!). Как будто, то ли камнепад ссыпался в реку нашей повседневной деловой активности и каждый новый камень будоражит толщу воды, путая потоки, нарушая привычный образ взаимоотношений, связей, мыслей. Толи временно (хочется верить) сошел с ума кто-то сидящий вверх по течению – у истоков и нервически открывающий и закрывающий шлюз, пропускающий воду в русло…
Что-то изменилось за последние 5 лет – с так называемого «начала», так называемого «кризиса». И можно сто раз повторить, что «кризис – он, мол, в головах», что «я, мол, ничего не заметил». Можно с удовольствием оглядывать свой, не уменьшившийся за последнее время гардероб. Можно.. Но отчего-то количество взрослых, умных, относящих себя к «успешным», людей, по утру бросающих игровые кубики или наугад вытаскивающих карту из хрустящей колоды в попытке определить «что день грядущий им готовит» - сильно увеличилось. И стало почти невозможно найти людей, которые смогли бы создать выполнимый стратегический (да что там – иногда и тактический) план, или смогли бы придумать, как этот план исполнить.
«..Научите их, хотя бы делать выводы. Да черт, с ними, - пусть хотя бы не спорят с очевидным»...
Из заказа заказчика - бизнес-тренеру.
Да, что-то изменилось.… Вот - офис по продаже стройматериалов: сидят менеджеры – ждут звонков от клиентов. Раньше – телефонов не хватало, клиенты по 20 минут изуверское «ваш звонок очень важен для нас, оставайтесь на линии» готовы слушать были. Трубку ни-ни, не бросали – ждали в очереди. Сейчас – все чаще тишина.. Но заставить «менеджеров» («.. ищу позицию менеджера по продажам, без поиска клиентов…») звонить по клиентам самим – как на казнь отправить – упираются всеми четырьмя конечностями.
Вот – транспортная компания: Генеральный Директор гордо отчитывается акционерам о том, что за время его «правления» - за последние 4 года, выручка выросла в три раза (ну какой там «кризис-шмизис»??). Те довольно улыбаются: «молодец!»… И не видят за своим довольством, что рост то произошел за счет роста 2-х ключевых клиентов, оба которых уже объявили о сокращении персонала…
Вот – стратегическая сессия директоров крупной производственной компании. На которой так и не смогли согласовать план развития из-за того, что прогнозы о ближайшем будущем разошлись прямо противоположно («… рост экономики США – это хорошо или нет?...»)
Да, что-то изменилось, и мы никак не можем сообразить – что? А вернее – не можем осознать, как оно теперь есть…
«…Мало кто мыслит больше чем два или три раза в год;
я стал всемирно известен благодаря тому, что мыслю раз или два в неделю…»
Джордж Бернард Шоу
«…Абсолютное большинство людей считает, что они думают,
тогда как на самом деле они лишь копаются в своих предрассудках…»
Уильям Джеймс
Упс, вот она – волшебная формула, которая поможет нам: «…вернее – не можем ОСОЗНАТЬ, как ОНО теперь ЕСТЬ…». Итак, ОСОЗНАТЬ как ОНО ЕСТЬ – это значит «отразить в своем сознании реально существующий окружающий нас мир». Давайте представим себе зеркало: пыльное, мутное, густая сеть старой паутины, мелкие трещинки в углу – роняли, видно. Попытайтесь разглядеть: что в нем отражается? Смутные размытые образы – как бы не чудовища вообще (помните? – «…сон разума рождает чудовищ.. (С)»….
Как ведет себя человек у которого СОЗНАНИЕ представляет собой такое зеркало? … Водитель «Камаза», размазавший по асфальту легковушку, растеряно глядя в камеру: «Я их просто не видел…». Менеджер, угробивший бюджет на бессмысленную рекламу: «Ничего не понимаю, вроде же раньше работало…». Директор, чей отдел продаж с треском провалил план: «Странно, я был уверен, что будет рост…». Директора предприятия, переругавшиеся между собой и не сумевшие принять план развития: «У нас разное видение происходящего…»
И так, умение видеть – то есть отражать в своем сознании окружающий мир (иначе – осознавать происходящее) – вот ключ к уверенной и полноценной жизни и успеху на работе. Именно так Большая Советская Энциклопедия трактует термин МЫШЛЕНИЕ («… это процесс отражения в сознании человека окружающего его мира…» (С)). То есть, ключом к успеху в жизни и на работе является РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЫШЛЕНИЯ.
Именно так, ведь умение осознавать дает фантастические возможности:
- максимально четко понимать суть и причины происходящего (событий, явлений), а значит повышать качество своих аналитических способностей на недостижимую для других высоту
- в деталях представлять себе сложившуюся ситуацию, а значит быстрее других понимать, что и как надо делать в этих условиях
- видеть ситуацию в комплексе, а значит быстрее и качественнее использовать ресурсы, возможности, избегать ловушек и угроз
- представлять себе все возможные варианты развития, то есть уметь прогнозировать, а значит увереннее принимать правильные решения и на их основе – составлять реальные (иным иногда кажущиеся нереальные) выполнимые планы
- развить способность создавать реальные инновации
– то есть такие преимущества, о существовании которых конкуренты даже не задумывались, а вы уже знаете, как их воплотить , а значит обрести способность Предвидения…
Тут, конечно, надо бы остановиться: ибо я Предвижу, как многие («… и имя им – легион…» (С)) скажут с сомнением: «Бред, развить мышление не возможно».. (Тем самым подтвердив страшную догадку: водитель «Камаза», размазавший легковушку никогда их и не видел! – Ему, вернее им (водителям легковушек) – просто везло – они всю его жизнь от него ловко уворачивались!).
«…Величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу у человека…»
Оскар Уайльд
«… А голова – предмет темный и исследованию не подлежит!...»
Из к/ф «Формула любви»
Про мышление человека написано масса литературы…
А вот, например, описание теоремы Пифагора занимает ровно одну фразу. Почему такая разница? А потому что в теореме Пифагора все четко, ясно и (слава Пифагору!) теперь уже объяснено и понятно. А вот с мышлением – еще боооольшой вопрос! Оставляющий место для все возможных изысканий и глубокомысленных заметок всевозможных мудрецов «от психологии». И надо сказать, среди них были реальные мудрецы, но в большинстве все же – нет (помните: «и имя им – легион…»?)…
Как известно, дьявол кроется в деталях. Давайте попробуем изгнать дьявола: И так, развитие навыков мышления подразумевает развитие навыков ОТРАЖЕНИЯ в своем СОЗНАНИИ (зеркале) того, как ОНО ЕСТЬ.
- «ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ» означает понимание сути, осознанное видение
- «ОНО» - происходящие и окружающие вокруг нас события, явления, предметы и объекты
- «ЕСТЬ» - причинно-следственные связи, протягивающиеся из прошлого в будущее и связывающие эти самые события, явления, предметы и объекты в системы и ситуации
Таким образом, если мы научимся осознанно видеть суть окружающих нас событий, явлений предметов и объектов, а также пронизывающие их причинно-следственные связи, то будет нам с вами счастье…. Или, вернее нет, теперь так сказать нельзя. Теперь можно сказать так: «… то мы сможем увидеть, где оно, это самое счастье, а где его точно нет, где ловушки на пути к нему, а где путь – прямой и четкий, а значит – сможем взять его»…
Из чего же, в конечном итоге, состоит этот самый навык мышления? Все просто, начинаем приводить наше «зеркало» в порядок»:
1-й Навык – «Навык присвоения понятий», отвечающий за умение видеть суть событий, явлений предметов и объектов.
Тренируйтесь: детализируйте, «раскладывайте» и «складывайте» окружающие вас предметы. Например: что такое «дверь»? Тренируемся: «дверь состоит из полотна, , замка, ручки, петель, а сама является частью стены, комнаты, здания».. Угу, значит «дверь», это: «часть стены, устройство, предназначенное для контролируемого прохода в/из комнаты или здания». Как там «зеркало»? Есть ощущение, как будто кусочек его протерли и в нем теперь отчетливо видна суть такого предмета, как «дверь»? Дети обожают такие игры: «Папа, а что такое…» Никогда не поздно и всегда полезно протирать свое собственное «зеркало» таким образом». А ну-ка, что такое «маркетинг»? «менеджмент»? «Рост экономики»? «Инфляция»?
2-й Навык – «Навык умозаключений» - он отвечает за отражение в сознании отдельных причинно-следственных связей.
Случалось ли с вами, что вы не верили каким либо новостям или сообщениям? Ну вот совсем не верили, а объяснить почему не могли? Ну вот, может человек застрять в лифте? Может. А опоздать из-за этого на работу может? Конечно! Но вот объяснение подчиненного: «Я опоздал на работу, потому что застрял в лифте» - кажется ну совсем неправдоподобным. А это ваше зеркало, мутноватое, запыленное. Но все еще способное, пусть не на осознанном уровне, но подсказать вам: не бывает таких причинно-следственных связей, в которых одно относительно редкое (частное) событие приводит к другому относительно редкому (частному) событию. Вернее бывают, но очень редко материализуются. А какие бывают? Дедуктивные и Индуктивные. А еще линейные и обратные. Их легко можно научиться видеть, надо только приложить чуть-чуть усилий.
3-й Навык – «Навык Анализа» и 4-й Навык – «Навык Синтеза» лежат в основе Системного мышления, отвечающего за комплексное видение происходящего одновременно и в виде общей картины, отражающей общие законы и тенденции, и в деталях – показывающих причины того, что происходит и прогнозы развития – того, что и как будет происходить.
Обратите внимание на то, как дети собирают какой-нибудь паззл на несколько сотен кусочков. Сперва раскладывают кусочки по преобладающим цветам, потом, поглядывая на картинку, выбирают кусочки с похожим рисунком…. Я имею в виду умных детей. Руководители также собирают информацию по каким либо признакам, заранее отобранным и обличенным в форму, фильтруя источники и ограничивая поток лишней инфы. Я имею в виду умных руководителей. Ну, то есть, способы есть, надо только их изучить и начать применять на практике.
5-й «Навык Предвидения» лежит в основе Инновационного мышления. Он дарит возможность понять суть происходящих изменений, определить тенденцию развития и придумывать то, чего еще нет, опережая в этом своих конкурентов. Но! Не просто придумать что-то из области фантастики, а еще и придумать, как это реализовать – в конце, концов все технологические вещи, которые нас окружают, когда то были из мира фантастики. Но кто-то же придумал, как их создать?
Большинство инноваций рождается тогда, когда существующие системы заходят в тупик, изживают себя: мобильный телефон – в ответ на необходимость, но невозможность далее пользоваться проводной связью, компьютер – как ответ на необходимость, но невозможность дальнейшего увеличения скорости обработки информации с помощью механических средств, и т.д. И не малое количество людей в настоящий момент разрабатывают инновации, применяя техники «Формулирования проблемного противоречия», «Анализа проблемы», «Креативного способа формулировки решения», «Балльно-Весового метода отбора решения» и др. Ничто не мешает и вам научиться этим техникам, регулярное применение которых способно развить у вас навык инновационного мышления и дать мощное конкурентное преимущество на работе и в карьере.
Что же, как и все секретные разработки, программы по развитию навыков мышления, до сих пор были доступны лишь сотрудникам крупных корпораций, (для которых, собственно и разрабатывались), типа ОАО «Роснефть», «Эльдорадо», «Сибирская Сервисная Компания», «Мечел», «Росатом» в виде линейки тренингов под общим названием «Совершенствование Навыков Управленческого Мышления». Однако, как и все секретные разработки рано или поздно выходят на общий рынок – сейчас комплексная программа тренингов «Совершенствование Навыков Управленческого Мышления» становится доступна всем желающим. Более 1500 человек прошли ее в различных городах и количество участников стремительно растет.
Ведь «Предвидение» - всего лишь навык «предварительного видения» - то есть навык детального моделирования будущих ситуаций, учитывающих все факторы воздействия, в том числе и нашего, «Умозаключение» - всего лишь навык четкого представления причин и следствий, а «Синтез» - всего лишь навык логического связывания отдельных частей информации в единый массив. Однако делать это быстрее и лучше других – гарантия карьеры, лидерства и успеха.