Стратегия, которая противопоставляется маркетингу, но продает

24.12.2014

Что такое лидогенерация? Этот удивительный эффективный маркетинг

Системность подхода к поиску потенциальных заказчиков — явление для России новое. Пока ему не придумали свое, русское название, нам приходится довольствоваться заимствованием.

Пусть оно немного оскорбляет слух русофилов, тем не менее, максимально точно передает смысл понятия. Лидогенерация (от англ. lead generation – определение круга потенциальных потребителей) — это маркетинговая деятельность по поиску потенциальных клиентов, в результате которой продавцы получают контактные данные возможных покупателей, выразивших интерес к их продуктам или услугам. Лидогенерация помогает процессу продаж. 

книга

Эта стратегия противопоставляется маркетингу, направленному на повышение узнаваемости бренда и PR. Так противопоставляются конкретное и абстрактное, измеримое и необъятное. Данная стратегия ориентирована на определение уровня заинтересованности конкретных потенциальных покупателей.

Лидогенерация основана на статистике и постоянном тестировании. Можно сказать, что это больше наука, чем искусство. В ней больше технологий и тестов, чем креатива и озарения. И я бы не сказала, что это плохо: разве может быть плохим то, что приносит продажи, а значит — прибыль? Лидогенерация характеризуется прозрачностью целей и результатов. Она направлена на достижение определенных количественных показателей и максимальный возврат на вложенные инвестиции.

Например, результатом участия в мероприятии является не то, что «наш стенд был самым красивым» и «мы раздали все брошюры», а то, что «мы нашли 15 потенциальных клиентов с высокой вероятностью покупки, получили 50 слабых интересов и 70 аргументированных отказов». В общем, подводя художественный итог: лидогенерация — это маркетинговая тактика, позволяющая «поверить алгеброй гармонию».

«Потенциальный клиент» из трех букв? Лид!

Разные компании, в зависимости от специфики бизнеса, используют термин «лид» с некоторыми вариациями. Для одних это любой входящий запрос или отклик на маркетинговую деятельность, например минимальное проявление покупательской симпатии в виде отметки like в вашей группе в социальных сетях. Другие считают, что заинтересованного клиента можно относить к лидам, только если он готов что-­то приобрести в ближайшее время и имеет на это деньги.

Наиболее распространенное мнение гласит, что лид (lead – англ. «наколка», «наводка», «наметка») — это потенциальный клиент, соответствующий целевой аудитории и проявивший покупательский интерес. Опять же, в русском языке были попытки найти аутентичный перевод — и «интерес», и «наводка», и «заявка». Но все они неточно передают суть, поэтому укореняется еще одно иностранное слово.

После обнаружения лида и еще до начала активной продажи с ним проводится работа — проверка, соответствует ли он критериям потенциальности (есть потребность, наличие финансов и т д). Этот процесс называется квалификацией лидов. Он является важнейшей частью лидогенерации. Мы подробнее поговорим о нем в разделе «Лидогенерация как часовой механизм».

книга

Около 700 респондентов маркетингового исследования «Секреты успешной лидогенерации» поделились своим опытом, как лид может себя «проявить» (рис 1).

В рамках исследования особое внимание уделили компаниям, считающим свою деятельность по лидогенерации эффективной, и тем, кто отмечает низкую результативность лидогенерации. Они обозначены как Группа А+ и Группа Б– соответственно.

По ним мы видим следующие отличия (рис 2):

В целом Группа А+ на 5–7% более активно воспринимает любые знаки, которые могут свидетельствовать об интересе со стороны возможных потенциальных клиентов.

книга

Лидогенерация не для всех. Кому нужна лидогенерация

Лидогенерация нужна всем компаниям с прямыми продажами, которые испытывают потребность в росте сбыта и хотят оптимизировать свои бизнес-­процессы в данной области. Они ориентированы на узкую целевую аудиторию, а не на массовых покупателей продуктов питания, стиральных машин и средств от насморка Применение тактик лидогенерации позволяет сделать все маркетинговые активности максимально эффективными. Они становятся направленными на поиск потенциальных клиентов определенного количества и качества.

Подсказка

Для продуктов, продажи которых предполагают личное общение с клиентом, использовать брендовую рекламу — как палить из пушки по воробьям. Лидогенерация — вот ваша снайперская винтовка.

Методики подсчета возврата на вложенные инвестиции (столько рублей потратил — столько получил) позволяют оценить, какую прибыль в итоге принесли эти клиенты. Они очень простые, и о них мы еще подробно поговорим. Таким образом, расходы на маркетинг становятся не черной дырой в бюджете компании, а осмысленным вложением с определенными дивидендами — это будет понятно даже вашему финансовому директору!

Можно выделить две основные группы предприятий, которым лидогенерация реально помогает увеличить прибыль. Они различаются не столько по размеру и отраслям, сколько по специфике продаж и тому, кому продают — юридическим или физическим лицам.

В первой группе ведутся активные личные продажи и средняя прибыль со сделки достаточно велика. Таким предприятиям лидогенерация нужна как отдельная функция для поддержки продаж. Как правило, это фирмы корпоративного сектора, работающие по схеме «от бизнеса к бизнесу» (В2В). Однако среди них могут встречаться и продавцы услуг для физических лиц, практикующие прямые продажи (например, агентства по организации свадеб или индивидуальный туризм).

В общем, это компании, в которых:

В этих предприятиях сторонниками налаживания лидогенерации как управляемого бизнес-­процесса обычно выступает генеральный директор или директор по продажам. Именно они заинтересованы в том, чтобы обеспечить постоянный приток новых потенциальных клиентов. Для стабильности такого бизнеса клиентов нужно искать очень заранее. Инициаторами применения лидогенерационных тактик могут выступать и специалисты по маркетингу. В таком случае они имеют шанс принести реальную пользу компании за счет измеримого вклада в рост продаж, а значит, и прибыли (плюс укрепить свой статус в глазах вышеупомянутого строгого финансового директора).

Предприятия второй группы — в основном компании потребительского сектора. Их стратегия продвижения не предполагает длительных переговоров на этапе продаж: клиент может оформить покупку сам или с минимальной консультацией продавца.

Это автосалоны, кредитные организации, услуги страхования, интернет­-магазины, различные виды платных подписок на онлайн-­ресурсы и т. п. Однако встречаются здесь и производители продукции для бизнеса, которая продается без прямых продаж, на уровне изучения предложения и оформления заказа (некоторые виды офисного оборудования, мебели и т д.).

книга

Для этих предприятий справедливы следующие утверждения:

Обычно в таких фирмах отдел маркетинга осознает лежащую на нем задачу по привлечению новых клиентов. Применение техник лидогенерации вооружит маркетологов реальными цифрами для аргументации стратегии продвижения и обоснования ее бюджета. В результате отдел маркетинга сможет повысить свою ценность как эффективно работающая бизнес-­единица, а компания — увеличить прибыль и расширить свою долю рынка.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Алена Вочковская, ведущий специалист по маркетингу ЗАО «Маркетинговое Агентство «Люди Дела»:

Вочковская Алена- Лидогенерация в маркетинге – пока явление новое и далеко не всеми применяемое, хоть и достаточно логичное. Так повелось, что маркетинг в российских компаниях отвечает за разработку акций и размещение рекламы. Иногда – за аналитику. Ещё реже – за разработку продукта. При этом никогда – за продажи. И самым сложным в процессе внедрения технологий лидогенерации, вероятно, будет являться не столько отсутствие компетенций у рекламистов-маркетологов, сколько отсутствие заинтересованности это делать. Т.к. теперь от отдела маркетинга будут ждать не только распределения бюджета по каналам коммуникаций, но ещё и вполне конкретного результата – лида. До сих пор существуют компании, причём весьма крупные, отделы маркетинга в которых имеют только окладную фиксированную часть. А внедрение лидогенерации естественным образом затрагивает необходимость корректировки и системы мотивации, основным элементом которой и будет лид. Поэтому, чтобы столь простая на первый взгляд и логичная технология прижилась в российском маркетинге, крайне важно не просто ознакомить с ней маркетологов, но и грамотно подойти к вопросу мотивации сотрудников служб маркетинга. 

 

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее

Проекты

2015

Проект по подбору персонала на вакансию менеджер по работе с клиентами в компанию по производству и продаже бытовой техники премиум класса.

Подробнее

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 26.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее

Статьи

Видео. Эффективная договорная работа

Из видео вы узнаете, как оптимизировать работу доверителей и минимизировать его риски со стороны проверяющих органов.

Подробнее