РИСКИ РФ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНСАЛТИНГОВЫХ (АУДИТОРСКИХ) КОМПАНИЙ
1. ВВЕДЕНИЕ
В данном обзоре мы рассмотрим возможные риски от деятельности на территории РФ зарубежных консалтинговых, аудиторских компаний. Не смотря на то, что мы в основном будем говорить о так называемой «большой четверке» - 4 крупнейших аудиторских компаний мира, наиболее активно действующих на территории РФ и лоббирующих свои интересы, мы должны одинаково относится ко ВСЕМ консалтинговым фирмам в сфере аудита, права, персонала, оценки, обучения, стратегии и т.п., имеющих иностранных бенефициаров (возможно и опосредованных). Все такие иностранные консалтинговые компании несут риски для безопасности РФ. Правительство РФ не может ограничить деятельность таких консалтинговых компаний на территории России, поскольку это будет прямо противоречить подписанных нами международных договоров (например, в связи со вступлением в ВТО), но может и должно ограничить возможность оказания услуг государственным и частным предприятиям, с долей государственного участия. Такие попытки были сделаны в 2014 году...
2. ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ДОСТУПА ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЛИЦ ДО ИНФОРМАЦИИ, МОГУЩЕЙ НАНЕСТИ УЩЕРБ РФ
2.1. Фабула
Депутаты ГД внесли законопроект, вносящий изменения в статью 5 федерального закона «Об аудиторской деятельности». Согласно поправкам, иностранные организации не смогут проводить аудиторские проверки предприятий с государственным участием. Законопроект подан вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым, заместителем руководителя фракции ЛДПР Ярославом Ниловым и депутатом Андреем Свинцовым. К сожалению, принятие данных поправок до сих пор заблокировано!
2.2. Анализ ситуации
«Согласно пояснительной записке к законопроекту, сейчас наблюдаются тенденции, увеличивающие риски нанесения ущерба отечественной экономике. Так, в той части экономической деятельности, которая регулируется законом «Об аудиторской деятельности», доминируют представители международных аудиторских организаций и наблюдается тенденция роста присутствия этих организаций на рынке аудиторских услуг. По мнению авторов законопроекта, такая ситуация наносит ущерб экономическим интересам России».
К сожалению, низкая юридическая техника многих депутатов ГД РФ приводит к возможности блокирования таких полезных законопроектов. Вышеназванные депутаты ГД РФ при разработке данного законопроекта пошли «лобовым путем» - путем явного указания запрета на аудит госкомпаний зарубежными аудиторскими компаниями, что вызвало не только возмущение в зарубежных бизнес-кругах политической ангажированностью решения, но и вызвало явное лоббиское сопротивление в политических кругах РФ (например, один из ярых противников данного законопроекта и открытый лоббист зарубежных аудиторских компаний Шнейдман Леонид Зиновьевич приложил множество усилий по блокировке данного законопроекта).
Считаю, что ФСБ РФ необходимо рекомендовать депутатам ГД РФ отдавать проекты законопроектов на предварительную экспертизу (а еще лучше выдвигать в ГД РФ, депутатов, которые не допускают ошибок в знании права, юридической технике, имеют более широкое мировоззрение и стратегическое мышление). Поскольку, если бы предварительная экспертиза была проведена, то на проблему можно было бы взглянуть шире:
1. Как не допустить сопротивления лоббистов? 2. Как не вызвать упреков в политической ангажированности? 3. Как поставить под контроль не только иностранные аудиторские компании, но и любые компании (российские, зарубежные, с долей зарубежного участия и т.п.), которые имеют доступ до информации государственных организаций, предприятий с долей государственного участия? Решение достаточно очевидное – не надо трогать специализированные законы, лучше внести правки в достаточно общие законы о контрактных системах (44 и 223 ФЗ). В данных законах надо ввести идентичные нормы: участники торгов, организуемые государственными организациями, предприятиями с долей государственного участия должны иметь лицензию ФСБ РФ на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну (хотя можно и создать другую лицензию, тип лицензии).
Данное решение сразу поставит под контроль все предприятия, которые должны работать, оказывать услуги государственным организациям и предприятиям, с долей государственного участия. ФСБ РФ не только сможет проверить директоров, учредителей, но и конечных бенефициаров, допуская на этот рынок только те организации и лиц, которые не смогут нанести ущерба РФ и будут лояльны необходимым государственным органам!
3. РИСКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ДОСТУПОМ ИНОСТРАННЫХ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ ДО ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ, С ДОЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ
3.1. При проведении аудита (по российским или международным стандартам) в государственных и частных компаний, с долей государственного участия, иностранные аудиторы получают доступ до следующей информации:
3.1.1. Учредительные документы, с раскрытием информации о конечных бенефициарах.
3.1.2. Корпоративные документы, раскрывающие все механизмы управления пред-приятием.
3.1.3. Документы, связанные с анализом рынка, маркетинговые документы.
3.1.4. Документы, связанные со стратегией развития предприятия.
3.1.5. Кадровые документы: списки сотрудников, подрядчиков, связанных лиц – их статус, система оплаты труда, персональная информация. 3.1.6. Финансовые документы: финансовые модели, бюджеты - (управленческий) учет, перспективны планы развития, оценочные документы и т.п..
3.1.7. Бухгалтерские документы: состав активов, список поставщиков, покупателей, прочих контрагентов, номенклатуры закупок, схема финансирования, кредитования, структура налоговых отчислений и т.п..
3.1.8. Прочие документы: переписка, документы влияющие на подтверждение достоверности учета и т.п.
3.2. Вышеприведенный список означает, что фактически зарубежный эксперт получает до-ступ практически до всех значимых документов. Небольшой «изъян» документов, связанных с технологией, производством или документов, имеющий гриф «секретно», «совершенно секретно», может быть преодолён путем перекрестного анализа вышеприведенных документов.
3.3. Примерно аналогичные документы получают в свое распоряжение и обычные консалтинговые компании, которые российские предприятия приглашают для: разработки стратегии; стратегии маркетинга; реструктуризации; выхода на IPO; проектного финансирования и т.п.
3.4. Ситуацию осложняет то, что аудиторы и консалтеры обязаны собирать доказательства своей деятельности (общепринятое понятие: аудиторские доказательства), это означает, что у аудитора или консалтера формируется архив документов, которые сканируются и по факту хранятся на серверах, расположенных за рубежом. Это сильно облегчает их анализ зарубежными структурами, а также дает возможность проводить динамический, прогнозный анализ. При этом не надо забывать, что в большинстве фирм внутренняя документация ведется на английском языке с использованием специальных обозначений.
3.5. Учитывая тот факт, что в РФ среди крупных и даже средних предприятий сложилась негативная практика по привлечению к построению стратегий, маркетинга, аудита, оценки и т.п. только зарубежные консалтинговые компании, то они по факту получили доступ до стратегической информации: могут строить анализ, прогнозы развития РФ в любой отрасли (или в целом), имея доступ до предприятий, формирующих российский ВВП на 80%!
4. ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ РФ В ВТО НА РЫНОК АУДИТА И КОНСАЛТИНГА
Один из важнейших рисков в сфере аудита и консалтинга связан со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), объединяющую 153 государства и устанавливающую правила торговли между ними. В свою очередь, ВТО играет значительную роль в неизбежном и усиливающемся процессе глобализации, который несет в себе не только положительные, но и отрицательные стороны, особенно для России. В сущности, процесс глобализации можно определить как стирание границ между странами и культурами, следствием чего является появление транснациональных корпораций. Когда Россия вступила в ВТО и таким образом полностью присоединилась к процессам глобализации, российские компании, в том числе и те, которые занимаются аудиторско-консалтинговой деятельностью, могут не выдержать конкуренции с многоопытными зарубежными организациями. Как известно, на российском рынке уже осуществляют свою деятельность четыре крупнейшие аудиторские компании, так называемая «Большая четвёрка», включающие Deloitte & Touche, PricewaterhouseCoopers, KPMG и Ernst & Young. Занимая немалую долю рынка, они представляют большую угрозу для российских фирм. Вполне предсказуемо, что транснациональные корпорации, выходящие на российский рынок, в качестве своих аудиторов/консультантов будут выбирать не местные компании, а вышеперечисленных мировых гигантов. Кроме всего прочего, возникает риск того, что многие клиенты российских аудиторских/консалтинговых компаний могут перейти к конкурентам из «Большой четверки» в случае выхода на IPO или привлечения инвестиций у западных инвесторов.
Увеличение присутствия «Большой четверки» на российском рынке влечет за собой кадровый риск, который подразумевает под собой «переманивание» наиболее квалифицированной части специалистов в сфере аудита и консалтинга. «Большая четвёрка» разрабатывает программы привлечения и набора выпускников. В частности, по словам генерального директора компании Deloitte СНГ Дэна Коха, компания несёт высокий уровень расходов на повышение квалификации персонала, чтобы каждый из аудиторов мог работать в любой стране [3]. А поскольку российские компании пока не в состоянии это обеспечить, велика угроза потери высококвалифицированных работников.
Другим существенным риском, который может негативно повлиять на деятельность российских аудиторско-консалтинговых компаний, является переход на МСФО. Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) - это «набор документов, регламентирующих правила составления отчетов для компаний во всем мире» [5]. В феврале 2011 года Правительство РФ приняло постановление № 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации" [5]. На данный момент большое число ведущих компаний России добровольно предоставляют отчетность, составленную на базе международных стандартов. Переход на МСФО может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для аудиторско-консалтинговых компаний. Можно выявить следующие проблемы, связанные с переходом российских стандартов финансовой отчетности к международным: подготовка квалифицированных кадров и разработка учебных пособий, трудности с переводом, отличие у конечных пользователях финансовой информации, отсутствие четких формулировок законодательства и некоторые другие. Для большинства аудиторско-консалтинговых компаний переход на МСФО представляет собой значительный риск, так как во многих их них существует нехватка квалифицированного персонала, свободно владеющего английским языком.
Для того, чтобы быть конкурентоспособной компанией в сфере аудита необходимо предлагать клиентам полный спектр услуг, то есть всестороннюю поддержку не только в области аудита, но также и в других областях: консультирование по налогообложению и праву, финансовое консультирование, консультационные услуги в сфере повышения эффективности, оздоровления и реструктуризации бизнеса, IT-консалтинг и т.д. То есть в сфере аудита и консалтинга, в условиях динамично развивающегося рынка услуг, существует риск того, что компании, предлагающие ограниченный комплекс услуг, будут вытеснены более крупными компаниями.
Также для компаний, работающих в данной сфере, характерен риск потери репутации, который c течением времени может привести к банкротству. Репутация является основным активом компании, состоящим из корпоративного имиджа, престижа и ценности бренда. Уоррен Баффет сформулировал это так: «чтобы создать репутацию, нужно 20 лет, а чтобы разрушить хватит и пяти минут» [4]. Ярким примером реализации репутационного риска является аудиторская фирма Andersen, которая оказалась замешанной в махинациях с Enron. Бизнес аудиторской фирмы строился на доверии к ней клиентов, но став участником скандала, фирма подорвала свою репутацию и, в конечном счете, разорилась. Этот риск может оказать влияние на всю отрасль аудита и консалтинга, так как она базируется на доверии клиентов. Таким образом, недобросовестное поведение одной компании может негативно отразиться на деятельности других компаний, работающих в сфере аудита и консалтинга. Поскольку любые операции по оказанию услуг привлекают пристальное внимание налоговых органов, для компаний, занимающихся аудиторско- консалтинговой деятельностью и, следовательно, защищающих интересы клиентов в налоговых органах, возникает риск негативного отношения со стороны данных органов власти. Факт того, что аудиторские услуги не получают воплощения в материализированном результате, порождает особый контроль со стороны проверяющих органов.
Генеральный директор АО «Холдинг «Люди Дела», Федосимов Борис Александрович
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бартон, Т. Риск-менеджмент. Практика ведущих компаний/ Т. Бартон, У.Г. Шенкир, П.Л. Уокер.- М.: Вильямс, 2008. - 208с.
2. Пособие по корпоративному управлению: В 6 т: Часть VI - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 365с.Кох, Д. Рынок аудиторских услуг в России в ближайшие годы будет активно расти/ Беседу вел Д. Сергеев//Аудит, бухучет, налогообложение/НОУ ИПП. -2005. - http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001682
3. Холмс, Э. Риск-менеджмент. - М.: Эксмо, 2007. - 304с.
4. KM.RU [Электронный ресурс]: Отчетность по МСФО в России станет обязательной в 2012 году. - 2011. URL: http://fintimes.km.ru/ekonomika-rossii/finansovaya- otchetnost/15456
5. KPMG.RU [Электронный ресурс]: Что такое аудит? URL: http://www.kpmg.ru/index.thtml/ru/careers/workmatters/profauditor/index.html
6. Ю. И. Маркова, А. А. Баркова, Обзор рисков в сфере аудита и консалтинга / Доклад Сибирско-американского факультета менеджмента Байкальской международной бизнес-школы Иркутского государственного университета.