Особенности проводимых в Греции реформ, направленных на оздоровление экономики, в условиях председательства в ЕС
Финансовые, экономические и политические кризисы одолевали каждую страну в свое время и имели довольно негативные последствия. Если же говорить о греческом государстве, то периоды стабильности были для него редкостью.
Страна за все свое врем успела пройти через огромное множество кризисов. Уже начиная с войны за независимость, которая длилась практически десять лет, начиная с 1821 и вплоть до 1830 года. Эта война явилась причиной ужасающего положения как экономического, так и финансового состояния страны. К концу войны греческая казна была обременена долгами, так как стране приходилось расплачиваться по двум полученным займам, а также компенсировать расходы богатых судовладельцев, которые предоставляли свои деньги для выплаты жалованья военным.
В дальнейшем к уже имеющимся долгам также добавился займ, который предоставили Греции Англия, Франция и Россия на преобразование страны. Греческие правительства долгое время пытались реализовать целый комплекс мер по оздоровлению экономики и выходу из финансового кризиса, чем в значительной мере определялась их внутренняя политика. Одной из мер по решению финансовых проблем страны явилось создание Национального финансового банка, основной целью которого было привлечение в страну средств богатых греков диаспоры. Однако данная мера не оправдала себя и деньги банка были потрачены греческим государством, а сам он через несколько лет был закрыт.Таблица 1. Динамика ВВП по паритету покупательной способности 2012-2014 гг.
Рисунок 1. Динамика ВВП и безработица в Греции 2001-2014 гг.
Являясь членом Европейского союза с 1981 по 2013 годы, Греция занимала пост его председателя пять раз. Занимаемый пост председателя ЕС позволяет госдарству-председателю поставить и решить те внешнеполитические задачи, которые имеют чрезвычайно большое значение для него. Для полного понимания проблем, стоящих перед Грецией, рассмотрим весь ее предыдущий опыт в качестве председателя и выделим достижения, которые достигло греческое руководство, несмотря на негативные моменты.
Во второй половине 1983 года Греция приняла эстафету у ФРГ, в это время и произошло первое председательство страны в Европейском экономическом сообществе. В это время на международной арене как раз была холодная война, и отношения между Востоком и Западом находились в состоянии постоянного кризиса и жесткой конфронтации . Кроме того был серьезный кризис, связанный с бюджетными проблемами, осуществлением расширения за счет Испании и Португалии, потребностью развития новой общей внешней политики ЕЭС, пересмотром сельскохозяйственной политики и т.д .
Среди главных положительных результатов греческого председательства можно выделить следующие:
- принятие нового дополнительного бюджета;
- продвижение переговоров с Испанией и Португалией;
- начало переговоров со странами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона по подписанию III Ломейской конвенции .
Следующий этап председательства попал на 1986—1995 годы. Начиная с 1988 года, Греция начинает активно поддерживать «федеральную модель» интеграции в следующих сферах:
- образование, здравоохранение и защита окружающей среды;
- в укреплении наднациональных учреждений (Европейской комиссии, Европарламента);
- в развитии единой внешней политики и политики безопасности всего Сообщества. Но одновременно с этим Греция продолжала оставаться на последних местах в области экономического развития, в политическом секторе все также не могла сохраниться стабильность. А также страна активно продвигала идею вступления Кипра в ЕЭС.
Проблемы, возникшие в результате расширения за счет Испании и Португалии, и трудности внедрения бюджетных реформ были успешно решены. Межгосударственные отношения в ЕЭС наконец улучшились. Греция проявила инициативу по укреплению международной роли ЕЭС и защите окружающей среды, а также настояла на обсуждении взаимоотношений между Востоком и Западом.
Третье председательство Греции произошло уже в рамках Европейского союза. Оно выпало на первую половину 1994 года. На этот раз председательство должно было нести за собой европейскую интеграцию без игнорирования национальных интересов входящих в состав ЕС стран.
На данном этапе Греция показала, что способна не только содействовать расширению ЕС, но и продвигать новые аспекты его внешней политики. На саммите в Корфу были оформлены документы по принятию в ЕС новых стран; таких, как Австрия, Финляндия, Норвегия и Швеция. В целом, Греция активно содействовала расширению ЕС и обеспечению стабильности и развития, а также был подписан ряд документов о сотрудничестве с множеством стран.
Был внесен значительный вклад в оформление нового раздела деятельности ЕС по сотрудничеству полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, а также была проведена большая работа по организации международной конференции и подписания договора по нераспространению ядерного оружия. Но наравне с положительными моментами, это председательство Греции несло за собой и много негативных, к примеру греческим правительством было введено эмбарго на ввоз фактически всех товаров в Македонию через греческие порты.
Четвертое председательство Греции в ЕС произошло в первом полугодии 2003 года. За это время было достигнуто самое большого расширение в истории Евросоюза, целью которого было объединение общества и экономики, углубление миграционной политики и решение вопросов предоставления убежища и управления внешними границами. Греция уделяла большое внимание укреплению Лиссабонского процесса; в особенности в таких направлениях, как предпринимательство и малый бизнес, экономика знаний, укрепление энергетической, транспортной и финансовой политики.
Пятое председательство Греции в Совете ЕС состоялось 1 января 2014 года. Внимание Афин было сконцентрировано на проблемах внутриевропейского характера, а в первую очередь на решение актуальных вопросов борьбы с кризисом. Греция выдвинула четыре основных направления своей деятельности:
- Экономическое развитие. Принцип «рост-занятость-единство». Экономический рост - движущая сила по преодолению кризиса, созданию необходимых рабочих мест, усилению политической стабильности, и т.д. Достижение данной меры планировалось за счет активной инвестиционной программы, в том числе при поддержке Европейского инвестиционного банка.
- Интеграция структурных подразделений еврозоны. Ускоренная реализация банковского союза и европейского проекта гарантирования вкладов.
- Миграция. Более серьезный и скоординированный подход к разрешению иммиграционного вопроса. В данном случае важны обе стороны развития - улучшение организации по приему легальных мигрантов и защита границ и борьба с нелегальной иммиграцией.
- Морская политика. здесь важны не только вопросы экономического развития и, но и проблемы безопасности, транспорта, туризма, окружающей среды, дополнительных источников энергии . Кроме того важен вопрос о защите морских границ в рамках миграционной тематики.
Все дело в том, что несмотря на ограничение пограничного контроля наземной греко-турецкой границы, иммигранты огромным потоком все также стремятся в страну, а усиление наземного патрулирования греческих границ приводит лишь к тому, что нелегалы изменили свою территорию проникновения на территорию ЕС.
Председательство в ЕС несет для современной Греции особый смысл. Страна сосредоточенна на вопросах внешнеполитического имиджа и попытках доказать ЕС свою ценность, что негативным образом влияет на политическую деятельность правительства в самой Греции. В итоге председательство Греции в ЕС продемонстрировало прямо противоположный эффект на внутригосударственное развитие страны. Страна приобрела плохую репутацию и считается одним из самых проблемных членов Евросоюза. На данный момент экономическое положение все еще остается крайне нестабильным. На 2014 год совокупный государственный долг составлял свыше $570 миллиардов, что составляло примерно 175% от ВВП. Однако дефицит бюджета предыдущим правительством все же был сокращен до 3,4% ВВП. Правительство Греции в июле этого года объявило, что помимо реструктуризации долго, стране необходимо дополнительно 50 миллиардов евро с целью оздоровления экономики в рамках действующих программ . Но даже при условии финансирования вплоть до 2018 года, долг все еще останется слишком большим в течение нескольких десятилетий.
Греции вскоре понадобится финансовая помощь, а если точнее - продление периода выплаты задолженности и снижение банковского процента по займам. Не так давно Греции пришлось подписать соглашение с кредиторами. Правительство считает, что неподписание данного соглашения и отказ идти на условия кредиторов, то ее ожидал бы выход из еврозоны и, скорее всего, с очень тяжелыми последствиями. Брюссель пообещал в обмен на жесткие меры экономии предоставить Афинам дополнительно вплоть до 86 миллиардов евро сроком до трех лет.
Но все же важно отметить и тот факт, что как Европейский центральный банк, так и Международный валютный фонд не собираются реализовывать финансовые вливания со стороны стран еврозоны до тех пор, пока Греция не приступит к выполнению оговоренных экономических реформ. А именно от Афин до сих пор требуют увеличить налоговую базу, провести пенсионную реформу, а также внедрить жесткие меры бюджетной экономии и провести приватизацию .
Генеральный директор ОАО «Холдинг «Люди Дела»,
Федосимов Борис Александрович
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- "Греческая национальная идея как инструмент антикризисной политики: опыт ретроспективного анализа" Петрунина О.Е. [Электронный источник: http://new.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13029.pdf]
- Петрунина О.Е. Идеологемы «Великая идея» и «третья греческая цивилизация» в интерпретации И. Метаксаса // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. 2007. №1. С. 94—105.
- "Внутриполитическое развитие Греции в условиях кризиса" Квашнин Ю.Д. [Электронный источник: http://new.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13029.pdf]
- "Председательство в Европейском союзе: опыт Греческой Республики" Власова К.В. [Электронный источник: http://new.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13029.pdf]
- Слесарева К.В. "Фактор Греции в дальнейшем расширении Европейского союза" [Электронный источник: http://new.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13029.pdf]
- http://voxukraine.org/2015/07/05/pochemu-v-gretsii-tak/
- http://podrobnosti.ua/2044648-gretsii-neobhodimo-50-mldr-evro-dlja-ozdorovlenija-ekonomiki.html
- http://rusvesna.su/news/1436908435