Состояние американской экономики
Перспективы выравнивания образовавшихся дисбалансов, связанных с деятельностью финансового сектора в последние 20-30 лет.
В 2013-2015 году американская экономика развивалась в рамках уже хорошо знакомого сценария затяжного и тяжелого восстановления после кризиса 2007-2009 гг.
Экономика США так и не вошла в фазу устойчивого долгосрочного роста, динамика ее основных экономических показателей по-прежнему нестабильна. Рост ВВП в 2012 году составил 2,8%, после чего снизился до 1,1% в первом квартале 2013 г. Во втором и третьем квартале ВВП возрос на 2,5% и 2,8%, несмотря на октябрьское закрытие правительственных учреждений и угрозу дефолта по государственным обязательствам. Уровень безработицы продолжает стабильно снижаться, хотя и медленными темпами.
Основными фундаментальными проблемами экономики США в 2013 году оста-вались дефицит инструментов для стимулирования экономического роста, в особенности частных инвестиций и потребительского спроса, все еще высокий, хотя и снижающийся, уровень безработицы и огромный клубок бюджетных проблем. Межпартийное противостояние по бюджетным вопросам вышло на новый уровень, осложняя принятие решений по другим экономическим вопросам. Неопределенность и нестабильность, вызванные постоянными межпартийными разногласиями в Конгрессе, стали явно препятствовать послекризисному восстановлению экономики.
В начале 2014 года экономика США успешно преодолела «бюджетный обрыв» благодаря принятию компромиссного Закона о льготах для американских налогоплательщиков, предусматривающего повышение подоходного налога для американцев с годовым доходом боле 400 тыс. долл., налога на наследование имущества стоимостью свыше 5 млн. долл. и увеличение некоторых других налогов. Кроме того, начало секвестра бюджета, запланированное на начало года, было отложено на два месяца. Закон был принят Сенатом и Палатой представителей Конгресса 1 января 2013 г. и подписан президентом 2 января 2013 г.
С 1 марта, в соответствии с Законом о бюджетном контроле 2011 г. и Законе о льготах для американских налогоплательщиков 2013 г., начался процесс бюджетного секвестра в размере 85,5 млрд. долл., в равной степени затрагивающий военные и гражданские статьи расходов. Разногласия и споры по поводу бюджета 2013 г. продолжались в течение всего года, но бюджет так и не был принят. Вместо него финансирование до конца 2013 финансового года осуществлялось на основании временных резолюций о финансировании правительства. Бюджет на 2014 год также не был принят, даже в виде временных резолюций, поскольку партии не смогли прийти к согласию. Это, в конечном счете, привело к закрытию правительственных учреждений и вызвало опасения угрозы дефолта в случае неутверждения нового потолка государственного долга в октябре 2013 года.
Таким образом, противоречия между демократами и республиканцами в Конгрессе нарастают. Противостояние демократической и республиканской партий по принципиальным вопросам привело страну фактически к бюджетному кризису. Республиканцы ставят во главу экономической политики сокращение дефицита государственного бюджета за счет уменьшения государственных расходов, в особенности социальных, и выступают против роста налогов для наиболее обеспеченных категорий граждан. Демократы, признавая необходимость снижения дефицита бюджета, отстаивают необходимость повышения налогов для наиболее обеспеченных категорий налогоплательщиков. Кроме того, они убеждены в необходимости продуманных государственных расходов, в том числе в социальной сфере, аргументируя это тем, что инвестиции в ключевые сферы экономики - науку, образование, инфраструктуру - способствуют экономическому росту. Это противостояние особо ярко выразилось в дебатах о реформе здравоохранения.
Хотя в американской экономике сохраняется большое количество проблем, как фундаментальных, так и вызванных политическими факторами, следует признать, что последовательное и твердое проведение многогранного комплекса антикризисных мероприятий администрацией США, несмотря на все препятствия, дает положительные результаты.
Прежде всего, продолжается оживление в важнейшем секторе экономики – на рынке жилья. В 2013 году инвестиции в жилищное строительство стабильно росли, в третьем квартале их рост составил 14,6% в годовом выражении. Во втором квартале 2013 г. количество начатых строительством домов возросло на 17,8%, количество по-строенных домов – на 13,7%, продажи новых домов – на 30,3% по сравнению со вторым кварталом 2012 г. Рост цен на жилье за этот же период составил 10-12%, однако, цены еще не достигли докризисного уровня, отставая от него на 20-25%, и имеют некоторый потенциал для дальнейшего роста, хотя и не такими быстрыми темпами, как в последние два года. Кроме того, рост цен на жилье происходит неравномерно в разных районах страны, достигая наибольших значений там, где цены во время кризиса упали больше всего.
Государственные инвестиции в третьем квартале выросли на 0,2%, при этом значительно изменилась структура этих расходов. В рамках курса на сокращение расходов федерального бюджета произошло сокращение федеральных расходов на 1,7%, а расходы на уровне штатов и местных органов власти увеличились во втором квартале на 0,4%, а в третьем - на 1,5%.
Несмотря на то, что индекс потребительского доверия в октябре 2014 упал до самой низкой отметки за последние два года, что было связано, в том числе, с октябрьским бюджетным кризисом, потребительский спрос растет, хотя и невысокими темпами. Потребительские расходы выросли в третьем квартале всего на 1,5%, что является самым низким показателем со второго квартала 2011 года. Причиной этого может быть как снижение спроса в результате закрытия правительственных учреждений, так и фактическое повышение части налогов с января 2013 г. в результате прекращения срока действия некоторых налоговых льгот .
Продолжается стабильный рост в автомобильной промышленности, где спрос подкрепляется низкими ставками потребительского кредита. С июня 2009 г. по октябрь 2014 г. в автомобильной промышленности США создано почти 195 тыс. рабочих мест, и в настоящее время в отрасли наблюдается стабильный рост занятости. Коэффициент использования производственных мощностей в сентябре 2013 года вырос по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 1,1 п.п., составив 78,3%. По-скольку среднее значение этого показателя за период с 1972 по 2012 год составляет 80,2%, в настоящий момент еще существует значительный резерв для дальнейшего роста экономики.
Медленное, но верное снижение безработицы в прошедшем году является поводом для сдержанного оптимизма. Уровень безработицы составил в сентябре 2014 г. 7,2%, по сравнению с 7,8% на конец 2013 г. В октябре безработица увеличилась до 7,3%, однако число рабочих мест возросло на 204 тыс., превысив ожидания. За пред-шествующие 12 месяцев средний ежемесячный прирост рабочих мест составлял 190 тыс. В октябре занятость в федеральных правительственных учреждениях уменьшилась на 12 тыс. человек, а в течение года сокращение федеральной занятости составило 94 тыс. рабочих мест. В ноябре 2014 г. безработица снизилась до 7%, а число занятых – увеличилось на 203 тыс. Средняя почасовая заработная плата выросла за год на 2,2%, что выше, чем уровень инфляции за это время. Эта тенденция способствует росту потребительского спроса. Однако следует иметь в виду, что сокращение безработицы частично происходит за счет уменьшения доли экономически активного населения – в октябре 2014 г. этот показатель составил 62,8%, что является самым низким значением с марта 1978 года. Это происходит оттого, что многие люди долго не могут найти работу и прекращают ее поиски .
После кризиса обычно происходит повышение естественной нормы безработицы. Это связано с ростом долгосрочной безработицы и усилением структурных диспропорций в спросе и предложении рабочей силы. Наибольшее сокращение занятости во время кризиса произошло в таких отраслях как строительство и обрабатывающая промышленность, а также среди административного персонала. В то же время увеличение рабочих мест происходило в первую очередь в сфере услуг – в отраслях развлечений, ресторанного и гостиничного бизнеса, розничной торговле, профессиональных и технических услугах, здравоохранении. По оценкам ФРС и Бюджетного управления Конгресса США, в настоящее время естественная норма безработицы в США может составлять от 5,6% до 6%, в то время как до кризиса она колебалась около 5%.
Особого внимания заслуживает так называемый «квалификационный разрыв», который характеризуется дефицитом квалифицированных кадров, в том числе со средним профессиональным образованием. Поэтому большую актуальность сохраняют вопросы продвижения законопроектов по привлечению в страну высококвалифицированных мигрантов и меры по подготовке собственных специалистов.
В июне 2013 года Сенатом был одобрен законопроект об иммиграционной реформе, а 12 января 2015 года Палата представителей Конгресса одобрила в законопроект, который блокирует иммиграционную реформу президента Барака Обамы. Данный законопроект предлагал широкий комплекс мер, от усиления контроля за въездом в страну и постепенной легализации уже находящихся на территории США иммигрантов до привлечения иностранных студентов и высококвалифицированных специалистов путем облегчения для них процедуры получения виз и вида на жительство. По оценкам Белого дома, проведение реформы привело бы к росту экономики дополнительно на 1,4 трлн. долларов и сокращению бюджетного дефицита.
По-прежнему используется весь возможный в сложившихся условиях арсенал средств государственного антикризисного воздействия на экономику. К ним относится в первую очередь монетарная политика ФРС, которая проводится последовательно и масштабно и, кроме того, в силу независимости Центробанка, не подвержена политическим спорам в той степени, как другие рычаги государственного управления.
За 2014 год меры кредитно-денежного воздействия на экономику не претерпели существенных изменений, хотя постоянно подвергались некоторому усовершенствованию. ФРС подтвердила намерение держать базовую учетную ставку на минимальном уровне, 0-0,25%, до того момента, пока уровень безработицы не опустится ниже 6,5%, при целевом уровне инфляции 2- 2,5%.С сентября 2013 года продолжается третий раунд количественного смягчения. В 2012 году ФРС объявила о том, что будет ежемесячно приобретать ипотечные облигации на сумму 40 млрд. долл. и государственные казначейские бумаги на сумму 45 млрд. долл. Также ФРС объявила о постоянных ежемесячных покупках ценных бумаг на сумму 85 млрд. долл. до того момента, пока не произойдет «существенное улучшение» в экономике. Снижение безработицы до 7,2% в сентябре вызвало опасения, что скоро ФРС начнет сворачивать программу количественного смягчения. Однако в своем октябрьском заявлении ФРС объявила о решении продолжить программу.
Важно подчеркнуть, что основной целью монетарной политики является низкая базовая ставка, а количественное смягчение - только один из способов достижения этой цели. Представители ФРС неоднократно заявляли, что важен не факт количественного смягчения, а стратегия монетарной политики Центробанка в целом. В случае принятия решения о сворачивании программы количественного смягчения это сокращение будет постепенным и займет примерно год, а крайне низкий целевой уровень базовой учетной ставки сохранится еще значительное время после завершения программы. По оценкам ФРС, смена стратегии с нулевой на более высокую ставку не должна произойти ранее 2016 года. Рынки достаточно нервно реагируют на перспективы сворачивания программы количественного смягчения. Однако в самой идее накачивания денег в экономику заложена опасность инфляционных процессов и образования финансовых пузырей. При этом не исключено, что эти негативные события могут случиться не в США, а в других странах, экономика которых сильно зависит от долларовых вливаний.
При этом в настоящее время нетрадиционная монетарная политика американского Центробанка в виде количественного смягчения не приводит к инфляционным процессам. Невостребованные излишки денежных средств, просто остаются на счетах депозитарных институтов в ФРС в виде избыточных резервов. В декабре 2013 года объем избыточных банковских резервов на счетах ФРС достиг огромной суммы, в то время как в октябре 2008 года избыточные резервы составляли около 280 млрд. долл., а в августе 2008 г. - всего 2 млрд. долл. С октября 2008 г. Центробанк осуществляет вы-платы процентов на избыточные резервы банков на счетах ФРС, что является дополни-тельным инструментом монетарного контроля.
В условиях крайне низких процентных ставок и отсутствия дефицита денежных средств в экономике возрастающую роль начинают играть ожидания и настроения участников рынка. Поэтому грядущая смена руководства ФРС могла негативно повлиять на настроения инвесторов и участников рынка. Американской администрацией было уделено значительное внимание доведению до участников рынка, компаний и инвесторов тезиса о преемственности политики нового руководства ФРС. Можно было ожидать, что ФРС будет продолжать проводить твердую кредитно-денежную политику, направленную на снижение безработицы и контроль над инфляцией. Однако нельзя сбрасывать со счетов и существенные риски экспансионистской монетарной стратегии, как для экономики США, так и для остального мира.
В 2013 году ФРС также продолжала свою деятельность по воплощению положений Закона о реформировании финансовый рынков и защите потребителей - закон Додда-Френка. Во исполнение этого закона с 2012 года вводился обязательные стресс - тесты на достаточность основного капитала для крупнейших банков. Второй раунд масштабных стресс-тестов восемнадцати крупнейших финансовых институтов с активами, превышающими 50 млрд. долл., прошел в марте 2013 года. Проверялась возможная реакция банков на гипотетическое повышение безработицы до 12,1%, падение котировок акций более чем на 50% и цен на жилье более чем на 20% в течение девяти кварталов после этих стрессовых изменений. Два банка - BB&TCorp. и AllyFinancial - не прошли тестирование и не получили одобрения ФРС на выплату дивидендов и обратный выкуп акций, еще два - J.P. MorganChase и GoldmanSachs прошли тесты условно и должны представить новые планы через шесть месяцев. Остальные четырнадцать банков прошли тестирование без всяких дальнейших условий. В сентябре крупнейшие банки провели серию самостоятельных стресс-тестов по собственным сценариям. Все 18 крупнейших банков успешно прошли этистресс-тесты. Начиная с осени 2013 г. финансовые компании с активами от 10 до 50 млрд. долл. также должны самостоятельно проводить ежегодные стресс-тесты .
По-прежнему остаются рекордно высокими прибыли американских корпораций. По данным Бюро экономического анализа США, во втором квартале 2014 года прибыль корпораций до налогообложения в годовом исчислении составила 2,09 трлн. долл., что на 4,5% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Несмотря на то, что рост корпоративных прибылей замедлился, а в первом квартале наблюдалось даже некоторое уменьшение этого показателя, финансовое состояние американских компаний остается хорошим. Высокие прибыли не меняют уже сложившуюся ситуацию - компании по-прежнему занимают выжидательную позицию, не инвестируют в новые проекты и новый персонал и проводят осторожную политику, направленную, прежде всего, на сокращение издержек, а не на стратегический рост. Уровень заработных плат остается низким, отражая высокую безработицу и конкурентную ситуацию на рынке труда. Постоянные бюджетные баталии в Конгрессе способствуют росту неопределенности и препятствуют принятию компаниями долгосрочных инвестиционных решений. Однако высокие прибыли корпораций отражаются в бурном росте фондового рынка, процветание которого контрастирует с умеренными успехами американской экономики. Положительным моментом является то, что рост цен акций опосредованно, через рост доходов частных инвесторов, позитивно влияет на потребительский спрос.
Корпорации по-прежнему располагают огромными запасами наличности. По данным Moody's, наличные средства американских нефинансовых компаний на 30 июня 2013 г. составили 1,48 трлн. долл., по сравнению с 1,45 трлн. долл. в конце предыдущего года и 820 млрд. долл. в конце 2006 г. При этом примерно 10% всей наличности приходится на компанию Apple, а на долю 50 компаний-лидеров по запасам наличных денежных средств приходится 62% этих средств. На долю зарубежных филиалов компаний приходится 61% наличных средств, или около 900 млрд. долл. В 2011 г. в зарубежных филиалах находилось 700 млрд. долл. в виде наличных средств, а в конце 2012 г. - 840 млрд.
Характерное для последних лет сочетание высоких прибылей корпораций с увеличивающимися запасами наличности свидетельствует о недостаточности стимулов для инвестирования в экономику, а высокая доля зарубежных запасов наличных средств - о несовершенстве налогового законодательства, которое позволяет корпорациям не платить налог на прибыль до момента репатриации. Необходимо стимулировать спрос другими методами - с помощью налоговой, финансовой и структурной политики. Однако именно сейчас политические противоречия достигли такого накала, когда принятие даже простейших решений растягивается на месяцы, что никак не способствует стабилизации ожиданий и уменьшению неопределенности. Те же, и даже большие, трудности встают на пути принятия налогового законодательства и решений по государственным расходам и инвестициям в экономику .
Разногласия в Конгрессе и невозможность принятия многих необходимых экономических решений становятся важнейшим негативным фактором, тормозящим возвращение США на траекторию здорового экономического роста. По оценке Stand-ard&Poor's, закрытие правительственных учреждений с 1 по 16 октября 2013 года обошлось американской экономике в 24 млрд. долл. К тому же, по вопросу финансирования была достигнута лишь временная договоренность, которая действовала до 15 января 2014 года.
Между тем жесткие меры по сокращению бюджетного дефицита дают впечатляющие результаты. Дефицит федерального бюджета в 2013 финансовом году, закончившемся 1 октября, сокращался быстрее намеченного плана, достигнув 642 млрд. долл., то есть 4% ВВП при плане в 973 млрд. долл. - 6% ВВП. Это означает уменьшение дефицита более чем в два раза по сравнению с максимумом 2009 года, когда он составлял 1,4 трлн. долл. или 10,1% ВВП. В 2014 году планировалось дальнейшее со-кращение дефицита до 560 млрд. долл. и 3,4% ВВП, а в 2015 году - до 378 млрд. долл. и 2,1% ВВП. В дальнейшем дефицит будет колебаться в пределах 2,5-3,5% ВВП.
Однако сокращение бюджетного дефицита негативно влияет на совокупный спрос, что является тормозом экономического роста в период исчерпания возможностей денежного стимулирования. Слишком резкое сокращение дефицита может иметь для американской экономики более опасные последствия, чем его огромные значения. Государственные инвестиции уже достигли в 2013 г. минимального уровня 3,6% ВВП, с то время как в среднем в послевоенный период они составляли 5% ВВП. В этих условиях необходимо тщательно выбирать основные направления государственных инвестиций, воздействия на «точки роста» экономики. Это, прежде всего, инновационное развитие, финансирование науки и развития технологий, образования, здравоохранения, вложения в инфраструктуру.
Администрация Обамы представила проект бюджета на 2014 год, в котором вместо автоматического секвестра предлагались более продуманные меры по дополни-тельному сокращению дефицита на 1,8 трлн. долл. в течение десяти лет. За счет роста доходов бюджета предполагается сокращение дефицита на 600 млрд. долл., а путем сокращения расходов - на 1,2 трлн. долл. Рост доходов бюджета предполагается осуществлять, отменив часть налоговых льгот для наиболее обеспеченных категорий американцев, а сокращения расходов - за счет некоторых оборонных программ, расходов на «Медикейр», сельскохозяйственных субсидий. Однако главной составляющей плана являются инвестиции в важнейшие сферы экономики, способствующие активизации экономического роста. К ним относятся в первую очередь наука, образование, инфраструктура, социальные программы. Приоритетами бюджетной политики становятся инвестиции в инновационное развитие, возрождение обрабатывающей промышленности на новом технологическом уровне и поддержание страны на переднем фланге технологического прогресса.
В президентском проекте федерального бюджета 2014 г. было заложено 142,8 млрд. долл. на исследования и разработки - ИР, что на 1,3% выше фактического уровня затрат на эти цели в 2012 г. Из них 68,1 млрд. долл. выделялось на фундаментальные и прикладные исследования - на 7,5% больше фактического уровня 2012 г. и 71,5 млрд. долл. на разработки - на 5% меньше фактического уровня 2012 г. Расходы на гражданские ИР предполагалось повысить на 9,2% по сравнению с фактическим уровнем 2012 г. и довести до 69,6 млрд. долл. Бюджет военных ИР сокращается на 5,2% до уровня 73,2 млрд. долл.
Приоритетными направлениями научных исследований и разработок объявляются исследования для создания инноваций в обрабатывающей промышленности, разработка источников возобновляемой энергии, изучение глобальных изменений климата, информационные технологии, биомедицинские исследования. Особое внимание уделяется поощрению инноваций и коммерциализации федеральных инвестиций в ИР. В числе приоритетных в проекте бюджета отмечаются исследования, связанные с обеспечением национальной безопасности и исследования, помогающие принимать решения в экономической политике, а также социальные и поведенческие науки. Кроме того, предлагается продлить, упростить и сделать постоянным налоговый кредит на исследования и эксперименты. На инвестиции в инфраструктуру в бюджете 2014 года предлагалось выделить 50 млрд. долл. При этом все расходы президентского проекта вписываются в пределы, установленные в Законе о бюджетном контроле 2011 года .
Для выхода на нормальную траекторию экономического роста США требуется не только увеличивать инвестиции в науку, образование и инфраструктуру, но и провести налоговую реформу. Однако сложно в ближайшее время ожидать проведения комплексной налоговой реформы из-за невозможности согласования многих положений между партиями, а решения по ключевым вопросам финансирования тормозятся разногласиями между демократами и республиканцами.
В представлении администрация Барака Обамы, основными положениями налоговой реформы должны быть расширение налоговой базы, снижение номинальных налоговых ставок для компаний и частных лиц с одновременной отменой многочисленных налоговых привилегий и льгот, уничтожение лазеек в существующем налоговом законодательстве, позволяющих частным лицам и компаниям, особенно крупным, уходить от налогов. Предлагалось ввести прогрессивное налогообложение частных лиц по «правилу Баффета» - домохозяйства-миллионеры не должны платить налоги по меньшей эффективной ставке, чем средний класс. Результатом такой реформы должен был стать рост налоговых поступлений в бюджет и стимулирование инвестиционного и потребительского спроса. В вопросе о снижении ставки корпоративного налога демократы и республиканцы пришли к соглашению, однако в вопросе об отмене льгот и прогрессивном налогообложении администрация президента наталкивается на резкое сопротивление республиканцев .
В действующей налоговой системе существует огромное количество временных налоговых льгот и преференций, решение о продлении которых необходимо регулярно проводить через Конгресс. Учитывая обострившиеся межпартийные противоречия, такая система способствует усилению нестабильности как для бизнеса при принятии решений, так и для правительства при планировании бюджета. Наличие временных льгот создает постоянную почву для межпартийных конфликтов, дискуссий и споров, которые ведутся в конце каждого года при приближении окончания срока действия льгот, а в последнее время практически постоянно. Такая неопределенность сводит на нет стимулирующее воздействие многих льгот, а сложность ведения отчетности повышает издержки компаний.
2014 год показал, что, несмотря на постоянную необходимость заниматься текущими политическими согласованиями, американская администрация все время возвращается к стратегическим приоритетам экономического развития страны, которые должны обеспечить конкурентное преимущество и долгосрочный экономический рост. К ним относятся:
- поддержка инноваций;
- развитие науки и образования;
- обновление транспортной и коммуникационной инфраструктуры;
- преодоление социального неравенства, поддержка среднего класса;
- революционная реформа здравоохранения.
Ориентированная на человека парадигма развития, помимо прямых преимуществ в виде роста производительности труда и конкурентоспособности, в течение длительного времени обеспечивает США и огромный внутренний спрос, который является одним из мощнейших факторов лидерства этой страны в мировом экономическом развитии.
События октября 2013 года, связанные с угрозой дефолта по государственным обязательствам США, еще раз подтвердили, что в настоящее время в мире нет альтернативы американскому доллару и американским ценным бумагам как стабильному инвестиционному активу. США, несмотря на все имеющиеся проблемы, остаются глобальным экономическим лидером, а состояние американской экономики во многом определяет мировую экономическую конъюнктуру.
Администрация США предпринимает последовательные меры, направленные на восстановление экономики после кризиса и структурную перестройку экономики, которая должна придать ее развитию новый импульс, соответствующий потребностям нового цикла инновационного развития. Фактором риска является снижение эффективности работы Конгресса США из-за противоречий между демократической и республиканской партиями. От того, насколько своевременным и правильным будет принятие решений, направленных на стимулирование роста экономической активности, во многом зависят сроки выхода США на длительную траекторию здорового экономического роста.
Анализ динамики сферы услуг США приводит к ряду выводов, которые с учетом места и роли этого сектора в хозяйстве могут быть отнесены в той или иной степени ко всей экономике. Во-первых, экономический рост опирается на целый комплекс причин, взаимовлияние которых дает немалый синергетический эффект. Ускорение роста производства услуг, как и всей экономики США в последние 2,5-3 десятилетия - результат действия таких основополагающих факторов, как прогресс науки и технологий, институциональные и структурные преобразования, процесс глобализации .
Во-вторых, опыт сферы услуг ставит под сомнение обоснованность преимущественного упора в политике экономического роста на технико-технологические факторы. В постиндустриальном обществе с его сильными гуманитарной и социальной составляющими объективно повышается роль источников нетехнического характера. Впрочем, и хозяйственная история свидетельствует о том, что потенциал технических инноваций не раскрывается в полной мере без сопутствующих организационно-структурных и иных перемен. И чем масштабнее технологические прорывы, тем острее необходимость создания соответствующей нематериальной инфраструктуры.
Опыт США убедительно свидетельствует о том, что новые технологии являются необходимым, но недостаточным условием роста производства и эффективности. Он достигается не автоматически, а только при наличии соответствующей нематериальной инфраструктуры. Высоко трудоёмкий характер производства многих услуг предопределяет особенно глубокую сопряженность технологий и уровня и качества нематериальных активов. В последние годы выгоды ИКТ наиболее полно реализовали фирмы, своевременно перестроившие принципы и модели организации и управления, бизнес-процессы, системы отношений с поставщиками и клиентурой. Так, симбиоз ИКТ и сетевой формы организации бизнеса, и ранее применявшейся во многих услугах, позволил значительно повысить ее эффективность.
Информационные сети образуют ныне организационный каркас большинства услуг, опосредуя производственные связи внутри компаний и предприятий, отношения с поставщиками и потребителями, в том числе и в виртуальном пространстве, контакты головного офиса с множеством локальных структур, нередко разбросанных по всему миру. При адекватном использовании новых технологий экономичность цепных структур поднимается на более высокий уровень и стимулирует дальнейшее распространение этой эффективной в большинстве услуг организационной модели. Не менее важен переход крупного бизнеса на соответствующие новым технологиям принципы и модели управления: децентрализованные системы, гибкие подходы и инструменты и т.д.
В ходе технологических преобразований еще более усилилась зависимость их эффекта от качества человеческого ресурса, в первую очередь от уровня образования и профессионального мастерства. Рыночного успеха добивались, как правило, компании, которые инвестировали крупные средства в повышение образования и квалификации рабочей силы, применяли комплекс мер по стимулированию творческой инициативы работников всех уровней, наделяя их большей ответственностью за результаты труда и дополнительными правами, например участия в разработке и реализации управленческих решений, и т.д. Среди других мер — развертывание системы непрерывного образования, более гибкие формы организации труда, в том числе бригадной формы, дальнейшее расширение свойственной многим услугам практики частичной занятости, работы в домашних условиях и по гибкому графику и т.п.
Лидером роста числа рабочих мест в США в 2014 г. стала сфера услуг, при этом прирост показателя в госсекторе и информационной сфере был довольно скромным. Занятость в США в 2014 году увеличилась на 2,95 млн рабочих мест - максимальными темпами с 1999 г. Средняя почасовая заработная плата по состоянию на конец года со-ставила $24,57. Почти четверть всех новых рабочих мест в 2014 году была создана в сфере специализированных и деловых услуг - 732 тыс. Большинство работников этой сферы - люди с высшим образованием и хорошей зарплатой (см. Таблица 1).
Таблица 1. Структура ВВП по отраслям производства в США с 1980 по 2014 г, в % ВВП США
Однако до 30% позиций в секторе были временными с оплатой ниже среднего уровня. Компании предлагают сотрудникам, занятым на таких позициях, постоянное трудоустройство после определенного времени, в течение которого предприятия экономят на страховке и иных социальных выплатах.
Занятость в сфере здравоохранения в минувшем году увеличилась на 311 тыс., что также является отличным показателем. Большинство сотрудников медицинских компаний имеют высокие зарплаты, за исключением социальных работников, а именно – на них пришлось более трети новых рабочих мест.
Число рабочих мест в ресторанном и гостиничном бизнесе в 2014 г. увеличилось на 421 тыс. У персонала таких компаний, как правило, сравнительно низкий оклад, но рост потребительских расходов на рестораны и гостиницы свидетельствует о хорошем состоянии экономики в целом. Рост занятости в строительной сфере составил 290 тыс. Темпы оказались рекордными с 2005 г., несмотря на не самую лучшую динамику рынка недвижимости в прошлом году.
Наиболее слабые показатели роста занятости зафиксированы в информационном (15 тыс. новых рабочих мест) и государственном (91 тыс.) секторах. Кажется, что следующий цикл роста мировой экономики будет связан с новыми технологиями. При этом важно отметить, что пока нигде не создано такой мощной эффективной системы привлечения инвестиций в новые технологии, как в США. По этой причине после некоторого завершающего коррекционного спада планируется длительный рост на рынке США.
Генеральный директор ОАО «Холдинг «Люди Дела»,
Федосимов Борис Александрович
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аникин А. Экономика США на исходе века: Итоги проблемы //МЭМО – 2014.- № 11. - С. 27 – 46
2. Григорьев Л., Салихов М. Финансовый кризис 2008 г.: вхождение в мировую рецессию. // Вопросы экономики. – 2013 г., №12. – с. 27-45
3. Каменский А.Н. США: экономические связи под микроскопом // Внешнеэкономический бюллетень. – 2015. – № 3. – С. 79-80
4. Клинов В.Г. Экономический рост США: ретроспектива и перспектива //США: экономика, политика, идеология – 2015. - № 7 – С. 3 – 18
5. Любимов А.А. Международные экономические отношения в новом тысячелетии, СПб.: Питер, 2014. – 388 с.
6. Международные экономические отношения: Учебник/ В.Е. Рыбалкин и др.; под ред. В.Е. Рыбалкина. - 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – С.224.
7. Пороховский А. Американское лидерство на рубеже третьего тысячелетия: рыночный аспект //Вестник МГУ сер. Экономика – 2015. - № 5 – С. 3 – 5
8. Сажин Д.А. Формирование внешнеэкономического курса США//Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - N 2. - С. 54 – 57
9. Смирнова Е.В. Экономика США в 21 веке //БИКИ – 2014. - № 115. – С. 11 - 13
10. Экономика США / Под ред. В.Б. Супяна. – СПб.: Питер, 2014. – 257 с.
11. Пастухов А.Л. Ускорение развития сферы услуг как необходимое условие модернизации экономики [Электронный ресурс]: cyberleninka.ru/article/n/uskorenie-razvitiya-sfery-uslug-kak-neobhodimoe-uslovie-modernizatsii-ekonomiki
12. Сфера услуг - лидер по росту рабочих мест в США [Электронный ресурс]: http://www.vestifinance.ru/articles/51730