Энергоаудит предприятия
Этим вопросом задался М.Я Лазутин, генеральный директор компании «Лира» в Санкт-Петербурге. Он многократно слышал и читал в новостях, что теперь определенные организации должны проводить энергоаудит и составлять энергетический паспорт предприятия, а за невыполнение данного требования введены строгие санкции. Однако компания «Лира» никак не связана с производством, транспортировкой или реализацией энергоресурсов, и нужно ли ему составлять энергетический паспорт, а также как это делать, uсподин Лазутин не знал. Он полагал, что на его организацию данное требование не распространяется. Однако, услышав о крупных штрафах, он все же решил проверить свою теорию.
Приобретя систему «Техэксперт: Электроэнергетика», Господин Лазутин, прежде всего, решил выяснить, какие документы определяют сейчас его возможные обязательства по повышению энергоэффективности. Он ввел в строку поиска слово «Энергосбережение» и выбрал вкладку «Законодательство России». Первой же ссылкой, которую предложила ему система, был новый закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон был представлен в последней редакции. Используя оглавление документа, Господин Лазутин выбрал Главу 3 закона «
Разработка и реализация программ энергосбережения на всех предприятиях страны
Проведение обязательного энергетического обследования лицами, указанными в законе
Оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета энергоресурсов до 2011 г.
Снижение объемов энергопотребления бюджетными организациями в соответствии с установленными нормативами
Введение в гражданский оборот энергосервисных контрактов, согласно которым исполнители будут повышать эффективность использования энергоресурсов заказчиком
Проведение плановых проверок соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Внесение изменений в тарифную политику с целью стимулирования пользователей к более активному энергосбережению
Одним из самых срочных требований было проведение энергетического обследования с последующим составлением энергетического паспорта. Первое обследование должно быть проведено до 31 декабря 2012 года, и последующие — не реже чем один раз каждые пять лет. Господин Лазутин по-прежнему думал, что его это не коснется. Однако Статья 16 Закона № 261-ФЗ представляла подробный перечень лиц, для которых данное требование являлось обязательным.
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Ознакомившись со списком, Господин Лазутин пришел к выводу, что его компания подпадает под условия пятого пункта данной статьи, и начал по-настоящему волноваться. Как же составлять документ, о котором он не имеет ни малейшего представления?
Господин Лазутин вернулся к результатам поиска по запросу «Энергосбережение», но на этот раз выбрал ярлык «Справочная информация», так как решил, что текст закона для его понимания несколько сложен. Первой же ссылкой оказалась справка «Энергоаудит и энергосбережение».
Уже в третьем абзаце справки Господин Лазутин увидел наиболее интересующую его информацию: «Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования». То есть, он должен был не самостоятельно заниматься составлением данного документа, а пригласить стороннюю организацию, причем обязательно входящую в СРО. Он сразу вспомнил о многочисленных предложениях от различных аудиторов, которые он получал по почте, и подумал, что обязательно должен проверять у выбранной организации наличие соответствующих документов.
Господин Лазутин продолжил читать: «По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». Теперь он точно знал, что должно было стать результатом его сотрудничества с организацией-аудитором.
Но Господин Лазутин не привык полностью доверяться даже профессиональному подрядчику, поэтому, используя ту же систему, он перешел к справке «Энергетический паспорт предприятия», где было подробно описано, какую информацию должен включать в себя паспорт. А затем он перешел собственно к форме данного документа, чтобы точно знать, какие данные предоставлять аудитору, и каким должен быть результат его работы. Теперь он был достаточно компетентен в вопросах энергоаудита, чтобы заниматься этой проблемой уверенно.