Осиновый кол в могилу аудита?
На протяжении всего последнего года возмущенные аудиторы и руководители аудиторских организаций говорят, спорят и пишут письма о своем незавидном положении вследствие жестких реформ аудита в России. Аудиторские СРО тоже что-то делают, хотя за два года деятельности никто ничего не добился – ни от Минфина, ни от действующей власти. Но при этом все участники еще способны надеяться на лучшее, тихо поглядывая на столбик термометра, тонометра или другого прибора – не наступит ли оттепель? не снизится ли давление как бы само собой... А пока весь бизнес трепетно замирал в ожидании 4 марта, никто не обратил внимание на событие, значение которого для будущего аудита в России переоценить невозможно. Это даже не «упрощенный экзамен» или внешний контроль качества со стороны Росфиннадзора. Это цунами, которое меньше чем через год снесет все «бараки», «одноэтажки», «хрущевки» и даже многоэтажные «спальные районы» аудиторского рынка. Останутся одни небоскребы. Одним словом, то, о чем пойдет речь в настоящей статье – осиновый кол в могилу российского аудита.
Два закона – действующий и не очень
В настоящее время в России действует старый добрый Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ. К нему привыкли все, хотя сама жизнь подсказывала, что пора что-то менять. За 16 лет в бухгалтерском учете создано немало технологий; невиданными темпами прошла и уже завершается автоматизация бухгалтерского учета, в которой главная роль принадлежит креативному монополисту; ПБУ по своему содержанию настолько приблизились к МСФО, что остается немного до поглощения одного другим (учитывая и принятый 208- ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», и вступление в ВТО, и многое другое); главные и простые бухгалтеры сформировали и заняли огромную нишу рынка труда. Это далеко не полный перечень продиктованных временем изменений, которые должны были лечь в основу нового Федерального закона, регулирующего бухгалтерский учет в нашей стране.
И вот – свершилось! 9 декабря 2011 года Президент России подписал новый закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. Начало действия Закона пока отсрочено: до его вступления в силу остается еще время – он начинает действовать 1 января 2013 года. Такое положение вещей похвально, так как в российской действительности обычно бывает, что законы, вводящие колоссальные нововведения, и о которых никто ничего толком не знает, начинают действовать «вчера» или в прошлом месяце. В новом законе много изменений, к которым за год можно будет познакомиться, повздыхать и примириться. Они коснутся многих сфер – например, не сладко придется «упрощенцам» - теперь им придется вести бухгалтерский учет. Но мы сейчас не ставим перед собой задачу перечислить и описать все нововведения. Обратим внимание лишь на то, что касается сферы аудита.
В 129-ФЗ слово «аудит» упоминается всего 2 раза. Новому закону повезло больше: В 402-ФЗ – 4 упоминания «аудита» и даже «аудиторского заключения», а также есть еще несколько причастий типа «аудиторский» по поводу возможности аудиторских СРО осуществлять регулирование бухгалтерского учета, и подобным малосущественным поводам. Правда, фигура главного бухгалтера, занимающего должность на ряде предприятий, стала приобретать очертания, с которыми мы уже знакомы на примере аудиторов. Процитируем новый закон:
«В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь высшее профессиональное образование;
2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Обратим внимание, что список субъектов хозяйственной
деятельности, которые упомянуты в новом бухгалтерском законе, удивительно похож
на формулировку, зафиксированную в 307-ФЗ, вернее в п.3 статьи 5 «
Аудит не значимых
Эта перспектива открывается в свете статьи нового закона «О бухгалтерском учете», которая раскрывает состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для надежности сопоставим тексты Закона, раскрывающие требования к предоставлению отчетности в двух редакциях – старого и нового законов:
129-ФЗ:
2. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
д) пояснительной записки.
402-ФЗ:
1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
3. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.
4. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
При внимательном прочтении, в редакции нового закона «О бухгалтерском учете» в составе отчетности не упоминается аудиторское заключение! В единственном месте Закона, где есть это словосочетание (13 статья 402-ФЗ «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности»), говорится буквально следующее:
«10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением».
Кто обязан публиковать бухгалтерскую отчетность? Правильно, публичные компании! Со всех остальных российских предприятий и организаций новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» снимает обязанность проводить обязательный аудит. Если такие организации сочтут необходимым проводить аудит, он будет инициативным, не обязательным.
На грядки?
Выводы напрашиваются сами собой: начиная со следующего года
на аудиторском рынке останутся только те, кто проверял или проверяет
общественно-значимые компании. Но и этим аудиторским фирмам придется не сладко:
уже начал свои проверки Росфиннадзор (см. наши статьи об этом здесь
Как всегда – у нас два пути. Первый прозвучал в виде вопроса
в
Или не на грядки?
Второй путь может показаться неожиданностью, но он приведет
к реальной, а не лишь к декларируемой консолидации аудиторского бизнеса в
настоящих трудных условиях, и поможет выжить многим. Аудиторским компаниям
нужно перестать смотреть друг на друга исключительно как на конкурентов, но разрабатывать
совместные программы (в том числе, взаимодействие в ходе проверок
сократившегося количества клиентов), которые потребуют тщательной юридической
проработки. В связи с этим потребуется реализация на практике принципов
профессиональной этики, о которой так много говорят. В качестве конкретного
примера можно привести программу подготовки к уже упомянутым проверкам Росфиннадзора,
которая разработана и действует в
Любопытно, что когда программа разрабатывалась и уже проводились информационные семинары на эту тематику, в наше Агентство поступали вопросы со стороны ряда СРО аудиторов. Если их резюмировать, не вдаваясь в подробности, то они сводились к недоумению: как в отсутствии информации вы можете осуществлять подобную подготовку? Однако мы не на необитаемом острове живем. Росфиннадзор пользуется аудиторскими стандартами и методологией, выработанной в рамках внешнего контроля качества аудита (достаточно увидеть это в редакциях проекта Административного регламента проведения проверок). Нам говорят: все хорошо, но вы подождите хотя бы до того счастливого дня, когда Проект Административного регламента Росфиннадзора превратится в Действующий регламент.
На это у нас есть весомый аргумент: и в профессиональном
смысле, и по-человечески нам кажется безнравственным бездействовать в случае,
когда проверки уже начались (см.
В этих условиях нами была собрана команда экспертов – контролеров качества из разных СРО (на условиях сотрудничества с ними как с физическими лицами, а не официальными представителями СРО аудиторов!), которые информируют аудиторские компании по вопросам внешнего контроля качества работы.
Только что мы привели реальный пример того, как можно предотвратить превращение аудиторской сферы в мишень для неумелых управленческих решений, одно из которых – похоронить нашу профессию. Будем ли мы молча сидеть и смотреть на то, как это происходит или нет? Или все-таки на грядки?
Игнащенко Марина Владимировна,
Директор Аудиторского
агентства «