Веб-разработка: следуем заданным курсом?
Большинство экспертов единодушны в том, что основные тренды 2016 года — это продолжение процессов, начавшихся еще в 2014-2015 годах. Далеко не все из них напрямую связаны с нынешней экономической ситуацией.
Безусловно, продолжится рост мобильного трафика, что влечет за собой рост спроса именно на адаптированные под mobile сайты, хотя в целом количество заказов уменьшится.
Клиенты, особенно небольшие, ждут от веб-студий все большего экспертного участия, и не только в дизайне, но и, например, в оптимизации бизнес-процессов и маркетинге.
Все больше клиентов хотят получать максимум услуг у одного подрядчика.
Заказчики продолжат искать способы экономии. И один из них — сотрудничество с региональными игроками.
Небольшие клиенты все чаще выбирают недорогие готовые решения, а, значит, многим студиям есть смысл учиться зарабатывать на шаблонах.
Говоря о кризисе, нельзя не упомянуть, что веб-проекты для западных клиентов могут стать серьезным подспорьем в борьбе за выживание. Логично предположить, что студии среднего и верхнего ценовых сегментов будут искать выходы в Европу.
Что касается кадров — здесь возможны большие перемены. Как это уже наблюдалось не раз, в условиях падающего рубля, начинают сокращаться излишне раздутые бюджеты на маркетинг и рекламу, ликвидируются убыточные направления деятельности, снижается зарплатный фонд, остаются наиболее квалифицированные и полезные сотрудники.
Что еще? Передаем слово нашим экспертам. Узнаем, как видят 2016 год непосредственно участники рынка.
Никита Михеенков
Компания: Nimax
Должность: Руководитель
- Боюсь, что этот год несет только сложности для классической веб-разработки. Полагаю, что именно в этом году всеобщая «мобилизация» начнет сокращать рынок разработки сайтов и мы активно готовимся к этому процессу, перенастраивая наши услуги на новую реальность. Мобильность и контент — вот главные слова для нашей компании в 2016-м году.
Николай Фетюхин
Компания: Digital Agency MST
Должность: Генеральный директор
- Для следующего года я прогнозирую два тренда. Первый — ускорение всех процессов в отрасли и, как следствие, рост сервисов, призванных автоматизировать, упростить, ускорить проект или продукт!
Второй тренд — рост потребности в обеспечении прозрачности и аналитике на всех этапах жизни клиента и проекта. Digital-агентства будут превращаться в performance production!
Василий Чуранов
Компания: WebCanape
Должность: Руководитель
- Малый бизнес узнал о существовании CRM. Теперь даже малые предприниматели в регионах слышали, что такое CRM, лид, воронка продаж и как с этим работать. Большое количество CRM-стартапов и активная деятельность заметных личностей рунета помогли запустить необратимый процесс систематизации бизнес-процессов в головах предпринимателей. В 2016 году выжившим клиентам будет нужен не просто сайт. «Сайт + CRM» — вот формула нового года для малого бизнеса.
- Клиентов научили считать, сколько стоит заказ. До массового потребителя дошли технологии мультиканальной аналитики, позволяющие посчитать, во сколько обходится стоимость лида и заказа из разных рекламных каналов. Ценник на эти системы еще остается довольно высокий, но главное, что сложилось понимание, как это должно работать. Дальше конкуренция подкорректирует цены. В 2016 году с помощью CRM и сервисов мультиканальной аналитики предприниматели будут понимать, в какие рекламные каналы вкладывать бюджеты. Сайты по продаже услуг и интернет-магазины должны будут уметь это делать.
- Конструкторы сайтов занимают серьезные позиции. Компании, работающие на массовом рынке, знают, что сейчас борьба идет не за бюджеты и прибыль, а за клиентскую базу. «Задача — собрать и удержать. Монетизировать уже будем потом». В этой связи появилось много достойных конструкторов. Результат некоторых из них не уступает по качеству сайтам профессиональных студий. Конечно, до возможностей коробочных CMS им еще расти и расти, но уже сейчас малый бизнес все чаще выбирает скорость и цену. В 2016 году студии, чтобы сократить расходы, будут менять свои бизнес-процессы в сторону работы с конструкторами, а конструкторы в сторону работы со студиями.
- Высокая смертность малого бизнеса. Мы видим статистику закрытия малого бизнеса. Ее динамика впечатляет. Мы проверили все созданные сайты за последние несколько лет. 40% бизнесов уже просто не существует. Очевидно, что на первое место факторов выживаемости клиентов веб-студий выходит эффективность работы и обеспеченность заказами. В 2016 году студиям придется специализироваться и становиться профи не только в разработке, но и оказывать консультации в построении бизнес-процессов и маркетинге. Это обеспечит работу всем заинтересованным сторонам.
- Глобальное перетекание кадров. С падением рубля началась глобальная миграция кадров. Российские программисты стали дешевле программистов из Индии. Европа и Америка переманивает лучших из Москвы и Питера, Крупные компании из М и П — забирают лучших из веб-студий, веб-студии М и П забирают из областей, те, в свою очередь, из районов. Сами понимаете, кому хуже всех. В 2016 году студиям придется серьезно озаботиться программой подготовки кадров с нуля, т.к. платить высокую ЗП при падении цен на услуги разработки сайтов будет невозможно