Они считают, что никому ничего не должны
Проблемы взаимоотношений молодых специалистов и работодателей шагнули далеко за рамки темы «отцы и дети». Те, кто родился в конце 80-х – начале 90-х, сегодня, выходя на рынок труда, демонстрируют диаметрально противоположные качества: с одной стороны, крайне потребительское отношение к жизни и необоснованную уверенность в собственной значимости, а с другой — позитивный настрой, здоровые амбиции и стремление хорошо зарабатывать. Корреспондент НГС.РАБОТА расспросила экспертов, почему работодатели и кадровики видят только негативные стороны молодежи.
Найми меня, если сможешь
Теория поколений тех, кто родился после 1985 года, называет «поколением Y»
(«игрек»). Они выросли уже после развала советского строя и отличаются от своих
родителей и старших товарищей, рожденных в СССР, как серп и молот — от двуглавого
орла. Воспитанные телевидением и интернетом, а не пионерией и комсомолом, они
часто вызывают недоумение у специалистов по кадрам и недовольство у работодателей.
На завод, к станку!
Одной из возможных причин непонимания своего предназначения, легкомысленного и
пофигистского, извините, отношения к жизни эксперты называют влияние на
молодежь телевидения, интернета и кинематографа, в которых ничего не говорится
о труде и производственной сфере.
Грамотные коммуникаторы и стратеги
Не все, впрочем, настроены так скептически. Директор «Кадрового агентства «Люди
Дела — Новосибирск» Елена Паршикова считает, что в каждом поколении есть
особенности, которые отличают их друг от друга: мотивация, личностные качества,
соответствующие времени, более востребованные и профессиональные компетенции.
По словам Елены Паршиковой, если говорить о том, что у молодого поколения превалирует
материальная мотивация и часто встречаются необоснованные амбиции, завышенные
притязания, при низком профессиональном уровне, то это явление определяет
социум. Ведь «герой нашего времени» — тот, кто и является примером для
подражания, — это человек богатый, не обремененный духовными ценностями, не
избирательный в средствах достижения своих целей. «Однако людям свойственно
муссировать негативные проявления», — подчеркивает рекрутер и предлагает
посмотреть на положительный образ молодого поколения. Это человек со здоровыми
амбициями, он стремится хорошо зарабатывать, имеет правильные ценности — семья,
здоровый образ жизни, личностное развитие, позитивное восприятие жизни в целом,
— перечисляет Елена.
Если говорить о профессиональных компетенциях, то среди молодых специалистов
чаще встречаются стратеги, грамотные коммуникаторы, люди с более
структурированным, системным мышлением, самостоятельной позицией. Елена
Паршикова считает, что приход молодого поколения на рынок труда положительно
отразится на экономике в целом. «Потому что как в сказке — положительный
персонаж всегда побеждает и приносит много пользы и радости, а в обществе на
смену материальным приходят нравственные ценности», — уверена она.
Лариса Сокольникова