БУДУЩЕЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА ОБСУДИЛИ НА ФОРУМЕ МИНФИНА РОССИИ
28-30 апреля 2025 года в городе Нальчик состоялось Региональное совещание Министерства финансов Российской Федерации, на котором приняли участие представители ОПОРЫ РОССИИ.
Отдельная сессия под председательством заместителя директора Департамента бюджетной методологии Минфина России Светланы Викторовны Сивец была посвящена вопросам заключения и исполнения концессионных соглашений, учету объектов концессии и обязательств концедента, а также повышению доверия к данным бухгалтерской (финансовой) отчетности и данным ГАС Управление. Среди основных системных проблем, которые практически повсеместно затрагивают реализацию проектов в данной сфере и ограничивают их эффективность представителями бизнеса были выделены:
1. Финансовые и экономические риски
-
Высокая ключевая ставка ЦБ РФ, которая делает концессии невыгодными для инвесторов, особенно в социальной сфере (строительство школ, больниц и т. д.).
- Низкая рентабельность проектов в малых городах и сельской местности, где тарифы не покрывают затрат, а инвесторы не видят коммерческой выгоды.
- Рост стоимости строительства из-за инфляции и санкций, который приводит к срыву сроков и увеличению бюджетных расходов на достройку объектов.
2. Проблемы законодательства и правоприменения
-
Сложность и противоречивость нормативной базы. Например, закон о концессиях (№ 115-ФЗ) не всегда коррелирует с отраслевым законодательством, что создаёт юридические коллизии.
-
Судебные споры. Большинство дел связано с расторжением соглашений или взысканием задолженности.
- Отсутствие гибкости в регулировании для малых городов, где концессии часто требуют упрощённых процедур и налоговых льгот.
3. Неэффективность управления и коррупционные риски
-
Недобросовестные подрядчики. Регионы сталкиваются с долгостроями и невыполнением обязательств концессионерами.
- Дефицит квалифицированных кадров в муниципалитетах, которые не могут грамотно подготовить и контролировать проекты.
4. Ограниченная привлекательность для инвесторов
-
Отсутствие гарантий возврата инвестиций. Например, в тарифных концессиях спорным остаётся вопрос компенсации минимального гарантированного дохода (МГД).
- Административные барьеры. Длительные процедуры согласования (до полугода) и высокие транзакционные издержки отпугивают частный бизнес.
5. Региональные дисбалансы:
-
Накопление "проблемных" концессий, в связи с чем СФ РФ рекомендовал запретить регионам с неурегулированными соглашениями заключать новые, чтобы избежать "лопнувшего пузыря".
-
Неравномерное развитие. Крупные города успешно используют концессии, а малые населённые пункты остаются без инвестиций.
Среди перспективных направлений отмечены:
-
Льготное финансирование. Например, опыт ППК "Российский экологический оператор" показывает, что ставки 6–8% могут поддержать проекты в сфере ТКО.
-
Межмуниципальные концессии и упрощённые процедуры для малых городов.
-
Реформа законодательства, включая чёткое определение форм господдержки (капитальные гранты, МГД).
-
Повышение уровня информационного взаимодействия, унификация отчетности и стандартизация, которые позволят получать актуальные и проверенные данные для оперативной проработки решений на государственном уровне.
По мнению ОПОРЫ РОССИИ ключевые проблемы концессий в России требуют комплексного подхода — от корректировки законов до финансовых механизмов, снижающих риски инвесторов.
Присутствующий на мероприятии представитель ОПОРЫ РОССИИ, юрист, экономист, общественный деятель, генеральный директор "Такс Риск Технологии" Павел Владимирович Пенкин отметил: "Несмотря на некоторые имеющихся разногласия в подходах к организации работы по концессиям и ГЧП, в целом хочется отметить очень продуктивный характер мероприятия и желание не только услышать, но разобраться в проблемах на местах. Особо хотелось бы отметить высочайший уровень организации регионального совещания и, безусловно - искреннее и теплое гостеприимство принимающей стороны - коллег из Кабардино-Балкарской Республики, и непосредственно Заместителя министра финансов Республики Азамата Масхутовича Калабекова".
Также в работе форума принял участие еще один представитель комиссии ОПОРЫ РОССИИ – административный директор Аудиторской Фирмы "Эдвез" - Андриенко Олег Владимирович.
По итогам дискуссии было принято решение о продолжении взаимодействия для комплексного решения сложившихся вопросов.